Закрытие ИП в 2024 году: пошаговая инструкция
Оглавление:
1. Что нужно сделать перед закрытием ИП 2. Выбираем способ закрытия ИП 3. Определяем налоговую для подачи документов |
7. Готовим и подаем пакет документов |
1. Перед закрытием ИП – расторгнуть трудовые отношения с работниками
Если у предпринимателя есть работники, ему необходимо уведомить службу занятости не позднее, чем за две недели до начала процесса официального закрытия ИП, указав следующие сведения по увольняемым работникам: должность, профессию, специальность, квалификационные требования, условия оплаты труда.
Составить такое уведомление можно самому или использовать форму из Приложения № 2 к Положению об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения.
Сотрудников также стоит предупредить об увольнении заранее в письменной форме. Согласно ст. 307 Трудового кодекса РФ сроки предупреждения об увольнении, случаи и размеры выплачиваемых при прекращении трудового договора выходного пособия и других компенсационных выплат определяются трудовым договором. Если в трудовых договорах не прописан срок увольнения, ИП вправе уведомить, когда сочтет нужным.
Далее следует оформить приказы о расторжении трудовых договоров и ознакомить с ними сотрудников.
В день увольнения внести записи в трудовые книжки. В документах указывается, что отношения с сотрудниками прекращаются в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (в связи с прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем). Также в день увольнения должны быть произведены окончательные расчеты по оплате труда: выплачивается заработная плата (в том числе задолженность по заработной плате, если таковая имеется), компенсация за неиспользованный отпуск, компенсационные выплаты, предусмотренные трудовыми договорами.
В день увольнения сотруднику выдаются (в обязательном порядке) следующие документы:
- трудовая книжка;
- справка о сумме заработка за два календарных года, предшествующие увольнению (форма 182н);
- сведения о страховом стаже по форме СЗВ-М (для каждого из сотрудников делается отдельный лист, содержащий сведения только о данном работнике);
- медицинская книжка (при наличии).
По желанию сотрудника ему также выдаются:
- Заверенные копии кадровых документов;
- Справка о среднем заработке за последние три месяца (нужна для регистрации в службе занятости);
- 2-НДФЛ.
После окончания процедуры увольнения всех сотрудников необходимо сдать следующие формы:
Адресат | Форма отчета |
Налоговая инспекция | Расчет по страховым взносам, 2-НДФЛ, 6-НДФЛ |
Фонд социального страхования | 4-ФСС (Актуальная на сегодня форма расчета содержит только данные по взносам на страхование от несчастных случаев и проф. заболеваний) |
Пенсионный фонд | СЗВ-М |
Далее следует оплатить задолженность по страховым взносам за работников (при наличии).
1.2. Погасить свою задолженность перед контрагентами при наличии средств
В законодательстве нет нормы, обязывающей предпринимателя уведомлять кредиторов о прекращении предпринимательской деятельности.
Прекращение деятельности ИП зарегистрируют даже при наличии долгов, в т.ч. перед контрагентами, работниками, бюджетом, ПФР и ФСС, но утрата статуса ИП не освобождает от обязанности погашения данной задолженности уже в статусе физического лица.
При наличии очень большой суммы долгов, существенно превышающей стоимость имущества, предпринимателю имеет смысл рассмотреть вариант банкротства.
1.3. Получить с покупателей и заказчиков дебиторскую задолженность
Если контрагент вовремя не рассчитался, то, чтобы не потерять деньги при закрытии расчётного счёта, можно уступить долг по договору цессии или договориться о переводе денег на личный расчётный счёт физического лица (с этой суммы придется оплатить НДФЛ).
2. Выбираем способ закрытия ИП
Зарегистрировать прекращение деятельности можно самостоятельно или обратившись в юридическую фирму, оказывающую подобную услугу.
Способ регистрации | Сколько придется заплатить |
Самостоятельно | Пошлина за госрегистрацию – 160 руб. (при условии самостоятельной подачи документов) |
Обратиться в юридическую фирму, предоставляющую услуги по регистрации прекращения деятельности |
Оплатить услуги фирмы 2 500 – 6 000 руб. + Нотариальная доверенность, нотариальное удостоверение подписи на заявлении – 1500-2000 + Пошлина за госрегистрацию 160 руб. Итого: 4 160 – 8 160 руб. |
3. Определяем, в какую инспекцию подавать документы
Подавать документы необходимо в налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию прекращения деятельности в качестве ИП, по месту своего учета, т.е. месту постоянной регистрации. Если за время деятельности вы не меняли адрес, то это будет тот же орган, где осуществлялась регистрация ИП.
Но в некоторых регионах приемом документов занимаются Единые регистрационные центры (отделение ФНС) – независимо от адреса своей прописки все ИП должны обращаться именно в эти центры.
Узнать адрес нужной налоговой инспекции можно через сервис на сайте Налоговой службы https://service.nalog.ru/addrno.do.
Еще раз обратите внимание: регистрирующий орган может не совпадать с той инспекцией, в которой Вы состоите на учёте в качестве налогоплательщика.
4. Выбираем способ подачи документов
Способ подачи пакета документов на регистрацию | Необходимость дополнительных действий и затрат |
Принести лично в налоговую инспекцию или МФЦ | Нет |
Подать через представителя |
|
Переслать по почте заказным письмом с описью вложения либо курьерской службой
(время регистрации увеличится на время пересылки документов) |
|
Подать документы через нотариуса
Нотариусы могут подавать заявления на регистрацию прекращения деятельности в качестве ИП, заверяя его своей электронной подписью. |
|
Подать документы по Интернету через сервис: «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на сайте ФНС
Для города Москвы: https://www.nalog.ru/rn77/service/gosreg_eldocs/ (изменить регион можно в верхнем левом углу) |
Произвести вход в систему можно с использованием подтвержденной учетной записи на портале Госуслуг.
Необходимо отсканировать все документы Должна быть оформлена электронная цифровая подпись. |
Можно подать документы через сервис: «Подача заявки на государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» на сайте ФНС: https://service.nalog.ru/gosreg/ |
Электронная цифровая подпись в этом случае не нужна, но в налоговую инспекцию нужно будет прийти лично за готовыми документами с паспортом и оригиналом квитанции на уплату госпошлины.
Место и время для визита будут направлены заявителю по электронной почте либо СМС. |
5. Уплачиваем госпошлину
Размер пошлины составляет 160 рублей.
Сформировать квитанцию на уплату можно с помощью сервиса ФНС «Уплата госпошлины».
Если документы будут подаваться в МФЦ, госпошлину необходимо оплатить по реквизитам именно МФЦ, а не регистрирующей налоговой (для этого нужно будет поставить галочку в соответствующем поле при формировании квитанции).
Оплатить пошлину можно через интернет (для чего необходимо при формировании квитанции выбрать безналичный расчет и логотип банка), в любом отделении Сбербанка, а также через терминал Сбербанка или банкомат.
Важно помнить, что оплата должна производиться только с личной банковской карты.
В некоторых налоговых инспекциях можно оплатить госпошлину через терминал самообслуживания.
6. Заполняем заявление на закрытие ИП
Скачать заявление по форме № Р26001 можете здесь. Там же – инструкция по заполнению.
Форма заполняется либо вручную, либо в электронном виде.
Подписывать заранее бумажное заявление не нужно, оно подписывается в присутствии налогового инспектора или нотариуса. Если заявление будет подаваться не лично заявителем, подпись на заявлении должен засвидетельствовать нотариус.
7. Готовим и подаем пакет документов
Нам понадобится:
- Заявление по форме № Р26001
- Квитанция об уплате госпошлины.
По своему желанию можно предоставить документ (справку), подтверждающий представление сведений в территориальный орган Пенсионного фонда. Этот документ не обязателен. Налоговая сама запросит данную информацию в случае непредставления заявителем. Поэтому тратить время на его получение нет смысла.
Инспекция после принятия документов выдаст (направит) расписку в их получении.
8. Получаем документы о закрытии ИП
На 6-й рабочий день после подачи документов в налоговой необходимо получить лист записи ЕГРИП с записью о прекращении деятельности.
Для получения в налоговой инспекции лично заявителем при себе нужно иметь расписку, выданную налоговой, и паспорт. Представителю также нужно иметь доверенность.
В случае отказа в государственной регистрации вы получите документ, в котором изложена причина отказа.
Чаще всего отказывают в регистрации по следующим причинам:
1. Предоставление в ненадлежащий регистрационный орган;
2. Ошибки в заявлении;
3. Поступили акты от судьи и судебного пристава о запрете совершения регистрации.
Если в установленный срок вы не явитесь в налоговую за документами, их отправят на ваш адрес по почте.
Помимо желания самого предпринимателя государственная регистрация при прекращении деятельности ИП производится также в следующих случаях:
- В связи со смертью ИП,
- При признании несостоятельным (банкротом),
- По решению суда, в том числе при лишении права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок,
- В связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в РФ, или окончанием срока действия такого документа.
9. Что нужно сделать после закрытия ИП
- Рассчитать и уплатить страховые взносы за себя.
Рассчитываются страховые взносы за период с начала года по дату государственной регистрации прекращения деятельности включительно. Заплатить в бюджет необходимо в течении 15 календарных дней с даты регистрации прекращения деятельности.
- Сдать декларации и уплатить налоги.
Необходимо сдать последние налоговые декларации и заплатить налоги в соответствии с применяемой системой налогообложения
Если применялась ЕНВД, в течение 5 рабочих дней необходимо направить в налоговую инспекцию по месту осуществления предпринимательской деятельности документ по форме ЕНВД-4.
- Расторгнуть договоры с контрагентами.
- Закрыть расчётный счёт ИП (если он был).
- Обеспечить сохранность документов.
Например, документы, необходимые для налогообложения (в том числе первичные документы), должны храниться 4 года с момента окончания налогового периода, когда данный документ был использован, а регистры налогового учета и налоговая отчетность (2-НДФЛ, декларации, расчеты) – 5 лет.
Сохранность кадровой документации должна быть обеспечена в течение 75 лет.
Примечание: снятие ИП с регистрационного учета в ФСС и ПФР производится в автоматическом режиме, дополнительных действий от предпринимателя не требуется.
Онлайн-касса (если бизнесмен использовал в работе кассовый аппарат) также снимается с регистрации в ФНС в одностороннем порядке без заявления пользователя, при этом бывший предприниматель обязан хранить фискальный накопитель от ККТ на протяжении 5 лет.
Читайте более подробно: Прекращение деятельности ИП