Регистрация ИП в 2024 году: пошаговая инструкция
1. Выбираем способ регистрации ИП
Зарегистрировать себя в качестве индивидуального предпринимателя можно двумя путями:
Способ регистрации | Сколько придется заплатить | Плюсы |
Самостоятельно | Пошлина за госрегистрацию – 800 руб.
Заказывать печать и открывать расчетный счет в банке – необязательно, поэтому сюда их не включили |
Знание процесса регистрации ИП, дополнительные знания по системам налогообложения (т.к. в этом вопросе придется разбираться самостоятельно).
Опыт контакта с налоговыми органами |
Обратиться в юридическую фирму, предоставляющую услуги по регистрации | Оплатить услуги фирмы – 1000–5000 руб. в зависимости от региона регистрации
+ Нотариальная доверенность, нотариальное удостоверение подписи на заявлении и копии паспорта – 2000 – 2500 руб. + Пошлина за госрегистрацию 800 руб. Итого: 3800 – 8300 руб. |
Не надо разбираться в процедуре регистрации, заполнять документы, ходить в налоговую.
Фирма заполнит за Вас заявление и сформирует необходимый пакет документов, подаст его в налоговую и получит готовые документы о регистрации. Большинство фирм включает в пакет услуг изготовление печати и открытие расчетного счета (при незначительном увеличении стоимости услуг) |
Помощь Центра Занятости
Помощь в регистрации в качестве ИП можно получить в центре занятости населения по месту жительства.
Рассчитывать на нее могут лица, стоящие на учете в центре занятости в статусе безработного более 1-го месяца (не сумевшие трудоустроиться в связи отсутствием подходящей работы) и имеющие продуманный бизнес-план (его будет оценивать экспертная комиссия в ЦЗ).
В центре занятости можно получить юридическую консультацию, содействие с оформлением документов на регистрацию, посетить курсы по предпринимательству.
Также возможно:
- получить компенсацию расходов связанных с регистрацией ИП, в т.ч. госпошлины, услуг нотариуса, расходов на изготовление печати;
- или получить субсидию на открытие собственного бизнеса.
Размер субсидии будет зависеть от размера назначенного пособия с учетом трудового стажа и заработной платы по последнему месту работы. Максимальный размер субсидии 58,8 тыс. рублей. За счет субсидии также можно компенсировать расходы на уплату госпошлины за регистрацию, услуги нотариуса и др.
Условия предоставления компенсаций и субсидий могут различаться в зависимости от региона проживания. Подробности получения следует уточнить в районном центре занятости по месту регистрации.
2. Определяемся с видами деятельности
Перед заполнением документов необходимо выбрать из классификатора ОКВЭД (Общероссийского Классификатора Видов Экономической Деятельности) коды тех видов деятельности, которыми собираетесь заниматься. Выбрать нужно как основной, так и дополнительные коды. Дополнительных кодов ОКВЭД можно указать любое количество.
Сейчас для целей государственной регистрации используется ОКВЭД2 ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Чтобы выбрать подходящие коды:
- Заходим на сайт http://оквэд-2.рф;
- Определяемся со сферой деятельности (допустим, наша цель – магазин розничной торговли по продаже головных уборов и других аксессуаров – зонтов, галстуков, перчаток);
- Заходим в соответствующий раздел (у нас это будет раздел G);
- Выбираем коды.
При заполнении кодов в заявлении на регистрацию указывается не менее 4 цифровых знаков (обязательное требование).
Мы можем указать код 47.71, он будет включать все входящие в него подкоды и охватывать весь спектр розничной торговли одеждой.
При желании можем детализировать вид деятельности и указать подгруппу, выбрав коды:
47.71.7 | Торговля розничная головными уборами в специализированных магазинах |
47.71.8 | Торговля розничная аксессуарами одежды (перчатками, галстуками, шарфами, ремнями, подтяжками и т.п.) в специализированных магазинах |
Целесообразно также выбрать несколько дополнительных кодов.
Например, если со временем мы планируем начать торговлю через интернет-магазин, в заявлении на регистрацию мы также укажем код:
47.91.2 | Торговля розничная, осуществляемая непосредственно при помощи информационно-коммуникационной сети Интернет |
3. Выбираем систему налогообложения
Выбирать мы можем из пяти налоговых режимов в зависимости от видов и обстоятельств планируемой деятельности.
- Общая (ОСНО).
- Упрощённая (УСН).
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).
- Единый налог на вменённый доход (ЕНВД).
- Патентная (ПСН).
Если вы хотите применять ЕСХН, ЕНВД или ПСН, важно перепроверить, чтобы выбранные вами коды ОКВЭД соответствовали видам деятельности, при которых применение выбранного налогового режима разрешено законодательством.
4. Определяем, в какую инспекцию подавать документы
Регистрация в качестве индивидуального предпринимателя производится строго по месту постоянной регистрации (прописки), указанному в паспорте. Можно подать по месту временной регистрации, но только если постоянная отсутствует.
Таким образом, подавать пакет документов на регистрацию придется в инспекцию по месту прописки, даже если будущий предприниматель живет и работает в другом городе. Вместе с тем ИП разрешается вести свою деятельность в любом регионе России.
Важно! В некоторых регионах приемом документов занимаются Единые регистрационные центры (отделение ФНС) — независимо от адреса своей прописки ИП должны обращаться именно в эти центры.
Сдавать отчетность и уплачивать налоги в дальнейшем предпринимателю также будет необходимо по месту регистрации (за исключением ЕНВД и ПСН, на которых уплата налога и сдача отчетности производится по месту ведения деятельности).
Узнать адрес нужной налоговой инспекции по адресу можно через сервис на сайте Налоговой службы https://service.nalog.ru/addrno.do.
5. Выбираем способ подачи документов
Способ подачи пакета документов на регистрацию | Необходимость дополнительных действий и затрат |
Принести лично в налоговую инспекцию или МФЦ | Нет |
Принести лично в многофункциональный центр | Уточнить, оказывает ли выбранный МФЦ такую услугу |
Подать через представителя |
|
Переслать по почте заказным письмом с описью вложений либо курьерской службой (время регистрации увеличится на время пересылки документов) |
|
Подать через сайт Госуслуг www.gosuslugi.ru, выбрав там соответствующую услугу. | Воспользоваться порталом gosuslugi.ru для регистрации ИП можно только при наличии у пользователя подтвержденной учетной записи |
Подать документы через нотариуса
Нотариусы могут подавать заявление на регистрацию ИП, заверяя его своей электронной подписью. Пакет документов из ФНС будет получен нотариусом в электронном виде |
Оплата услуг нотариуса. |
Подать документы по Интернету через сервис: «Подача электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» на сайте ФНС
Для города Москвы: https://www.nalog.ru/rn77/service/gosreg_eldocs/ (изменить регион можно в верхнем левом углу) |
Необходимо отсканировать все документы и упаковать в транспортный контейнер через специальное ПО.
Должен быть оформлен квалифицированный сертификат ключа электронной подписи. Для его получения необходимо обратиться в специализированную компанию. |
Можно подать документы через сервис: «Подача заявки на государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей и юридических лиц» на сайте ФНС – https://service.nalog.ru/gosreg/ |
Электронная цифровая подпись в этом случае не нужна, но в налоговую инспекцию нужно будет прийти лично за готовыми документами с паспортом и оригиналом квитанции на уплату госпошлины.
Место и время для визита в регистрационный орган будут направлены заявителю по электронной почте либо СМС. Но если заявитель не придет в налоговую в установленное время, его заявка будет аннулирована. |
Сшивать предоставляемые документы не нужно.
Некоторые налоговые инспекции предъявляют требование, чтобы при пересылке по почте документы, содержащие более одного листа, были прошиты, страницы пронумерованы, количество листов подтверждено подписью заявителя на месте прошивки. Однако нормативного обоснования данным требованиям нет.
6. Оплачиваем госпошлину за регистрацию
Стоимость – 800 рублей (подп. 6 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
Внести платеж можно через:
- терминал МФЦ;
- специальный сервис на сайте ФНС;
- портал Госуслуги;
- любой коммерческий банк (полные реквизиты для внесения платежа в бюджет можно посмотреть на сайте ФНС, а также сформировать с его помощью квитанцию на уплату).
Если документы будут подаваться в МФЦ, госпошлину необходимо оплатить по реквизитам именно МФЦ, а не регистрирующей налоговой инспекции:
КБК при подаче документов в ИФНС |
КБК при подаче документов в МФЦ |
18210807010011000110 |
18210807010018000110 |
Обратите внимание: при подаче заявления электронным способом (через порталы ЕГПУ или ФНС) пользователю предоставляется скидка на уплату госпошлины в размере 30%. Таким образом, сумма платежа составит 560 рублей.
7. Заполняем заявление о государственной регистрации
Скачать заявление по форме № Р21001 можете на этой странице. Там же – инструкция по заполнению.
Форма заполняется либо вручную, либо в электронном виде.
Подписывать заявление заранее не нужно. Подпись ставится в присутствии налогового инспектора или нотариуса (если подавать будет представитель).
8. Формируем и подаем документы для открытия ИП
Для регистрации в качестве ИП потребуются:
- заявление по форме № Р21001;
- копия паспорта (всех страниц, где есть записи);
- квитанция об уплате госпошлины.
Подпись заявителя и копия паспорта должны быть засвидетельствованы нотариусом, за исключением случая представления документов лично заявителем.
В некоторых инспекциях просят также принести свидетельство с ИНН заявителя и его копию (при наличии). При отсутствии у заявителя ИНН – свидетельство о постановке физического лица на налоговый учет будет выдано вместе с документами на регистрацию ИП.
Если принято решение применять упрощенную систему налогообложения, целесообразно также сразу принести уведомление о переходе на УСН (в 2-х экземплярах). Уведомление можно подать в произвольной форме или по форме, разработанной ФНС (№ 26.2-1).
Следует учитывать, что если инспекции ФНС разные (регистрирующая и та, в которой предприниматель будет поставлен на учет), в приеме заявления могут отказать.
Обратите внимание: МФЦ заявление о переходе на спецрежимы не принимают.
9. Получаем документы о регистрации ИП
По факту приема документации заявителю будет выдана расписка (сформирована в электронном виде, если заявление было подано через портал ЕПГУ или ФНС) с указанием даты, когда на электронную почту заявителя должен поступить лист записи ЕГРИП или письменное объяснение причин отказа.
При одновременной подаче уведомления о применении УСН, вернут также один экземпляр с отметкой о приеме.
Если по представленным документам замечаний не будет, по истечении 3 рабочих дней на электронную почту заявителя поступит:
- лист записи ЕГРИП;
- свидетельство о постановке на налоговый учет (если у гражданина ранее не было ИНН).
Уведомление из ПФР о присвоении регистрационного номера будет направлено на адрес электронной почты заявителя в течение 3 дней со дня внесения сведений в ЕГРИП. Дополнительных действий от гражданина в данном случае не требуется.
Получение документов на бумаге
Если предприниматель желает получить документы в бумажной форме, то необходимо сделать отдельный запрос в ИФНС (МФЦ).
При этом на бумаге будет выдано только подтверждение содержания электронных документов, связанных с регистрацией предпринимателя, а не оригиналы документации, направленной гражданину ранее.
Если подача заявления была произведена через нотариуса, то подтверждение на бумажном носителе можно получить в нотариальной конторе, подпись нотариуса на документе в данном случае будет равнозначна отметке ФНС.
Отказ в регистрации ИП
Наиболее распространенные причины для отказа в регистрации:
- неправильное заполнение заявления;
- выбор деятельности, которой не могут заниматься индивидуальные предприниматели (например, частная охранная деятельность, трудоустройство граждан за рубежом и др.),
- неверный выбор места регистрации ИП (ошибочное отделение налоговой);
- неполный пакет документов;
- заявитель ранее уже проходил регистрацию в качестве предпринимателя (регистрация в качестве ИП не была прекращена), либо еще не прошел год с момента, когда судом данное лицо было признано банкротом по причине невозможности удовлетворения требований кредиторов, либо еще не прошел срок ограничения занятия предпринимательской деятельностью по приговору суда.
Обратите внимание: с 01.10.2018, если налоговая инспекция выявила ошибки в представленной документации и вынесла решение об отказе в регистрации, заявитель сможет внести исправления в 3 месячный срок, при этом оплачивать госпошлину второй раз не потребуется.
Читайте более подробно: Заявление на открытие ИП