Штатное расписание (форма Т-3)

Оглавление:

1. Обязательно ли иметь штатное расписание?

2. Унифицированная форма Т-3 или свой бланк?

3. Основания для составления «штатки»

4. Штатная расстановка

5. Инструкция по заполнению формы Т-3

6. Образец заполнения формы Т-3

7. Срок и место хранения документа

Штатное расписание является локально-нормативным документом организации. В нем отражены сведения о количестве работников, делении по отделам и структурным подразделениям, наименовании должностей и заработной плате.

Это первичный документ, из которого берется наименование должностей для внесения в различные документы.

Для ведения штатного расписания предусмотрена унифицированная форма Т-3.

Скачать актуальный бланк формы Т-3

Скачать образец заполнения Т-3

Обязательно ли иметь штатное расписание в компании?

В Трудовом Кодексе штатное расписание упоминается только в 57 статье как документ, из которого должна браться должность для трудового договора — в случае, если там указана именно должность, а не трудовая функция. В связи с этим возникают споры о том, является ли обязанностью работодателя иметь этот документ либо его можно составлять по желанию.

В настоящее время все эксперты сходятся в следующем:

  • Если работодатель использует в работе наименования должностей, то штатное расписание он должен иметь в обязательном порядке;
  • Если трудовая функция работника дает ему право на получение различных пенсионных льгот (досрочную пенсию), то она должна обозначаться определенной профессией или должностью, которая должна звучать точно так, как она обозначена в тарифно-квалификационном справочнике и, значит, штатное также необходимо;
  • Если работодатель использует только обозначение трудовой функции, то такой документ, как штатное расписание, ему не обязательно иметь.

Выполнение последнего пункта на практике предоставляется довольно сложным, особенно если в организации трудится много людей.

Например, сотрудника, отвечающего за зарплату, проще называть бухгалтером, чем «работник, начисляющий заработную плату сотрудникам ООО «Ромашка». Вдобавок к этому в большей части документов, в том числе и обязательных, требуется именно должность, а не трудовая функция работника.

Таким образом, можно сделать вывод, что, хотя законодательство напрямую не указывает на обязанность иметь штатное расписание, это следует из требований кадрового делопроизводства.

Унифицированная форма Т-3 или свой разработанный бланк?

Использование унифицированной формы Т-3 с 2013 года не является обязательным. Работодатель может утвердить свой бланк либо внести изменения в унифицированную форму.

Многие организации вносят изменения в колонки, которые предназначены для внесения данных о заработной плате, поскольку в настоящий момент все больше организации уходят от окладов и устанавливают для сотрудников оплату труда в виде определенного процента, бонусов и т.д.

Основания для составления «штатки»

При первичном составлении штатного расписания решение о том, сколько в нем будет должностей и как они будут называться, принимает учредитель организации.

Причем в данной ситуации он может руководствоваться только своим желанием, поскольку внесение в штатное расписание определенной должности совершенно не обязывает руководителя заполнять эту вакансию и принимать сотрудника. То есть можно внести сколько угодно должностей, а принять на работу 2-3 человек.

Но при этом необходимо учесть такой нюанс – в некоторых случаях требуется предоставить сведения о численности работников организации, которая указана в штатном расписании (например, для того чтобы компания могла находиться на упрощенной системе налогообложения, численность не должна превышать 100 человек).

Работодатель имеет право по своему усмотрению вносить в штатное расписание новые должности и исключать старые. Исключение составляют бюджетные организации.

Когда штатное расписание уже составлено и действует, изменения в него вносят на основании приказов, в которых прописано, какую должность необходимо включить (исключить) в штатное расписание и количество штатных единиц.

Штатная расстановка

Еще в кадровом делопроизводстве можно встретить такой документ, как штатная расстановка. Это документ, составленный на основании штатного расписания, только помимо должностей здесь еще указано и ФИО работника, который занимает ту или иную должность, либо указывается, что должность вакантна. Еще поясняется — как трудится работник: временно, постоянно, по совместительству и т.д.

Также в штатной расстановке отсутствует информация о заработной плате.

То есть штатная расстановка — это документ, который отражает данные о занятых и вакантных должностях и работниках, их занимающих на текущий момент.

Инструкция по заполнению формы Т-3

Наименование организации

Сюда оно должно быть внесено полностью, без сокращений. Такой порядок установлен Постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст. Также в нем сделано уточнение, что если в учредительных документах есть сокращенное название компании, то оно может быть указано ниже полного наименования (или рядом в скобках).

Вышеуказанный документ действует только до 01.07.2018 года, а затем в действие вступит ГОСТ Р 7.0.97-2016, но и в нем относительно наименования, как реквизита документа, содержится то же требование.

Все приведенные правила в полной мере относятся и к индивидуальным предпринимателям.

Код ОКПО
Рядом с названием есть небольшое поле, отведенное под ОКПО, данные для его заполнения берутся из перечня кодов, выданных органами статистики при регистрации компании. Но оставление данного поля пустым не будет являться грубой ошибкой.
Гриф «УТВЕРЖДЕНО»
Около грифа утверждения есть место для простановки реквизитов приказа, которым утверждается штатное расписание и количество штатных единиц в документе. На практике помимо этих сведений здесь ставится подпись руководителя, которая заверяется печатью организации
Наименование структурного подразделения и его код (1-2 колонка)
Данные проставляются при их наличии.
Наименование должности (3 колонка)
Сюда вносится полное наименование должности. Как правило, наименование должности определяет руководитель, за исключением случаев, когда в организации имеются должности, для которых предусмотрены вредные условия труда и досрочный выход на пенсию.
Количество штатных единиц (4 колонка)
Здесь указывается, какое количество штатных единиц приходится на каждую должность. Оно также определяется на усмотрение работодателя.
Тарифная ставка, оклад (5 колонка)

Данная колонка предполагает проставление конкретных цифр, причем оклад указывается за одну штатную единицу. Например, в штатном расписании 2 единицы бухгалтера, каждый из которых имеет оклад по 20 000 рублей. В этой колонке нужно указывать, не 40 000 (2*20 000), а только 20 000 рублей.

Такая же цифра будет стоять, даже если штатная единица будет составлять всего 0,5 или 0,25. В случае, когда у работника нет оклада, здесь можно указать либо систему оплаты труда (сдельная, повременная), либо сослаться на конкретный документ, где определена система оплаты для этой должности (положение об оплате труда, коллективный договор).

Надбавки (6-8 колонки)

Здесь также предполагается проставление конкретной суммы. Но в большинстве случаев надбавки к зарплате выражаются в процентном соотношении, поэтому в названии этих колонок можно указать вид надбавки, а напротив каждой должности проставить процент.

Таким образом можно указать все надбавки, увеличив при этом количество столбцов. Либо, наоборот, объединить все столбцы и сделать ссылку на локально-нормативный документ.

Всего в месяц (9 колонка)
Она предназначена для отражения информации фонда оплаты труда по каждой должности. В идеале здесь должна стоять сумма зарплаты по каждой должности, умноженная на количество штатных единиц.
Если такой расчет невозможен, то проставляется сумма только тех колонок, для которых это возможно, либо она оставляется пустой.
Примечание (10 колонка)
Здесь можно проставить любую информацию, относящуюся к той или иной должности, либо оставить ее пустой. Пример записей в данной колонке: «Минимально возможная оплата труда 10 000 рублей», «Оплата 120 руб./час»
Итого
В конце таблицы есть итоговая строка, в которой проставляются итоги по колонкам с 4 по 9. На практике достоверную информацию можно внести только в 4 столбец, где отражается количество штатных единиц. А колонки для заработной платы будут содержать только приблизительную информацию либо не будут заполнены совсем.

Далее идут две подписи: кадровика и главного бухгалтера. Данные должностные лица делят между собой ответственность за информацию, содержащуюся в штатном расписании, – кадровик отвечает за достоверность наименования должностей и их количества, а главный бухгалтер за информацию об оплате труда.

Образец заполнения штатного расписания

штатное расписание образец заполнения

Срок и место хранения штатного расписания

Оригинал штатного расписания может храниться либо в отделе кадров, либо в бухгалтерии, в зависимости от корпоративной политики предприятия.

После того, как издается новая редакция штатного расписания, старое отправляется на хранение.

Согласно Перечню типовых управленческих документов штатное расписание необходимо хранить постоянно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.